Архип Куинджи: Море. Крым

Если почитать биографию Куинджи, то кажется, что он всё сделал правильно. Трудился, не сдавался, много работал, изобрёл новое, занимался благотворительностью, путешествовал, преподавал, всячески помогал ученикам, придерживался собственных принципов, любил и был верен.

Сегодня говорим о картине «Море. Крым». Может быть, это не самое знаменитое полотно Куинджи, но одно из тех, что символизируют любовь к Крыму. Он пишет ослепительно синее море с небольшим облаком на горизонте и залитый солнцем край скалы. Среди пожелтевший от солнца травы — стебель дикого чертополоха, который выделяется на фоне моря и оживляет пейзаж.

В этой, как и во многих других картинах, Куинджи стремился передать эффект природного освещения, движения воздуха, моря, уходящего вдаль пространства. Он обнаружил колористические свойства воздуха, тщательнейше изучал перспективу, свет, цветовые и тоновые переходы.
«Море. Крым». А.И. Куинджи, 1898-1908

Больше, чем мастерство

Картины Куинджи были так хороши, что это рождало многочисленные версии и сплетни. Например, что на выставках его работы подсвечивают скрытыми лампочками. Что он писал особыми заграничными красками с особенным эффектом. Что друг Куинджи, великий химик Менделеев, придумал специальные составы, которые добавляются в краску. Что художник пишет картины, глядя на пейзаж через цветное стекло.

Все эти версии, конечно, прекрасны в своей наивности, но успеха не объясняют. Так почему же картины так хороши? Конечно, кроме того, что в них вложена уйма труда.
«Сделайте так, чтобы иначе и сделать не могли, тогда поверят!»
— Архип Куинджи

Куинджи любил Крым

Крым для русских живописцев вообще был неиссякаемым источником творчества. Если посмотреть работы известных художников, кажется, они соревновались между собой, кто любит Крым сильнее и пишет его лучше. Впрочем, нам, потомкам, от этого сплошные выгоды.

Судьба снова и снова возвращала Архипа Ивановича в Крым, место душевного отдохновения. В 1886 году он купил участок земли у селения Кикенеиз, поставил там легкий домик с немудрящей обстановкой, откуда выходил с утра — и пропадал до вечера, гуляя по окрестностям, рисуя, вбирая в себя свет, солнце, запах моря и полыни. Крым остался более чем в 50 картинах Куинджи, и кажется, он бы и вправду выиграл это соревнование — никто не смотрел на полуостров с тем же восхищением.

Куинджи любил жизнь

В 1870 году он познакомился с художниками-передвижниками, в числе которых были Иван Крамской и Илья Репин. Им было свойственно реалистическое восприятие действительности и они отчасти передали его Куинджи. Увлеченный идеями передвижников, он написал ряд работ, в том числе «Осеннюю распутицу», «Забытую деревню» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

В этих картинах преобладала социальная идея, стремление выразить свои гражданские чувства, поэтому они были написаны в тёмных мрачных цветах. Но искусство Куинджи резко выделялось на фоне передвижнического реализма и академизма, сам он чувствовал жизнь по-другому: радостно, удивительно. «Романтик среди реалистов», как назвал его выдающийся критик В. Стасов.

В 1875 году Куинджи приняли в ряды передвижников, но уже со следующего года он отказался от идей передвижничества в своих картинах. Он стремился не истолковывать жизнь, а наслаждаться её красотами.
«Осенняя распутица», 1872
«Одни способны написать даже грязь на дороге, но разве в том реализм?»
— Архип Куинджи

Куинджи отчасти был сверхчеловеком

Помимо своих выдающихся личностных качеств, художник обладал сверхчувствительным зрением. Современников удивляла непревзойденная игра света и тени на полотнах Куинджи. Искусствоведы и коллеги по цеху считали, что художник обладал великолепной цветовосприимчивостью. Крамской писал: «…у нас в России, в отделе пейзажа… никто не различал в такой мере, как он, какие цвета дополняют и усиливают друг друга».

Его называли «маэстро света» и оказалось, что это не просто фигуральное выражение. Уникальность зрения Куинджи подтверждена исследованиями. Его друг, лучший оптик того времени Федор Петрушевский, разработал «лунный спектрофотометр» и однажды проверил зрение художников.

Среди участников эксперимента были Репин, Шишкин, Ярошенко и Куинджи. Репин потом писал: «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
«Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом».
— Архип Куинджи

Источник света

Жизнь, как известно, нужно прожить так, чтобы биографы и искусствоведы утомились составлять вашу биографию. Архип Иванович своей жизнью утомил не одного искусствоведа. И как отмечали современники, был исключительной личностью. Он не просто гениально видел свет, а сам был его источником — взять хотя бы несколько фактов.
Куинджи спорил. С картиной 1873 года «Ладожское озеро» был связан громкий скандал. Помимо изящного, лёгкого пейзажа она привлекала зрителя эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду. В 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним и потребовал, чтобы в прессе уточнили момент об авторском праве. Часть петербургских художников выступили на стороне Судковского, часть — на стороне Куинджи. В конце концов победа осталась за Куинджи.
«Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех!»
— Архип Куинджи
Спонсировал. Художник как мог помогал молодым коллегам, а мог он довольно много. В 1904 году он внес в банк 100 тыся рублей, чтобы из процентов выплачивать премии победителям ежегодной выставки Академии художеств. Через пять лет учредил премию по пейзажной живописи — удостоившиеся премии студенты получали по 400 рублей, сказочное богатство.

Купил на Васильевском острове в Петербурге три соединенных между собой дома, оставил себе в них квартиру и мастерскую, а остальное сдавал за мизерную плату бедным художникам и проводил с ними вечера за рисованием. После смерти и весь свой капитал, и имение в Кикенеизе он завещал для пользы молодым художникам.
Кормил птиц. В том самом доме с мастерской устроил сад на крыше, первый, пожалуй, в Петербурге, и посвящал себя еще одному любимому делу. Художника даже прозвали «птичьим доктором» — он кормил и собственноручно лечил птиц.

Художник Яков Минченков вспоминал в мемуарах: «Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными».

Портрет Куинджи с птицами. Г.О. Калмыков
Красил забор. Когда талант юноши стало сложно отрицать, ему посоветовали отправиться в Феодосию к Айвазовскому, который, как все было известно, помогал начинающим художникам. Где ни прочти, все пишут, что первая работа, которую дал великий маринист юному Куинджи — растолочь краски и покрасить забор. Но самые въедливые искусствоведы считают, что стоит отнестись к этой информации критически. К каким благоговением Куинджи пришел в мастерскую большого мастера, с таким же много лет спустя к нему самому, уже профессору, пришел учиться внук Айвазовского, Михаил Латри.
Фотографировал. Живопись живописью, но молодому художнику нужно было как-то сводить концы с концами. После возвращения от Айвазовского Куинджи устроился ретушером в первую городскую фотомастерскую родного Мариуполя. А затем и сам научился фотографировать — экспериментировал со светофильтрами, изучал работу света и больше всего времени уделял пейзажам. Он еще некоторое время работал ретушером, когда отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
Придумал новый формат. В 1880 году Куинджи устроил первую выставку одной картины, показал публике «Лунную ночь на Днепре». К организации подошел со всей тщательностью: задрапировал окна в зале, осветил картину специальной лампой. Публика была поражена.

В следующем, 1881 году Куинджи устроил еще одну моновыставку — картины «Березовая роща» (1879), с таким же триумфом, как предыдущую. А вот выставку картины «Днепр утро» в 1882 году публика приняла с прохладцей.
«Лунная ночь на Днепре»

Если считаете, что картина слишком тёмная — благодарите Великого князя Константина Константиновича. Он купил картину и взял её с собой кругосветное путешествие. Ему говорили, что краски от морского воздуха темнеют, но он не послушал
Затворничал. С 1882 года Куинджи «замолчал» на двадцать лет. Он продолжал работать в разных стилях, искал новые пигменты и основы для красок. Но никому за эти годы не показывал свои произведения и хранил их в мастерской.

Сам он объяснял свой уход от публики так: «...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадёт, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать».

«Впрочем, каждый может думать по-своему. Иначе искусство не росло бы»
— Архип Куинджи
World Art Gallery
В рамках проекта PaintOn World Art Gallery мы рассказываем о картинах, которые изменили мир и рисуем нашу интерпретацию, чтобы вы смогли повторить этот шедевр на арт-вечеринках PaintOn
Перейти на сайт
Картина "Море. Крым" в исполнении PaintOn
Художник: Александра
О самых ярких арт-вечеринках в нашем Instagram. Не пропустите
ООО «Кулинариум»
Новинский бульвар, д. 31,
ТДЦ Новинский, 2 этажРоссия, 123242, г. Москва

Бульвар Энтузиастов, д. 2,
ДЦ Golden Gate, ПентхаусРоссия, 123242, г. Москва

+7 (495) 480-74-10 welcome@culinaryon.com