тезисы лекции с онлайн HR митапа 20 августа 2021 года

IT-рекрутинг как бизнес процесс

Никита Сурков
директор продукта FriendWork
Для начала разберёмся с тем, что такое плохие бизнес-процессы? Вот их распространённые черты и частые примеры.

Во-первых, это когда первый этап собеседования проводит заказчик, которого нужно вылавливать две недели. В этом случае нужно либо исключать человека из собеседования, либо увеличивать время отклика, либо обращаться к кому-то другому, кто может заказчика заменить.
Во-вторых, это когда дали вакансию, а потом передумали.
В-третьих, это когда правила меняются на ходу: искали сантехника, а стали искать космонавта – специалиста, с весьма неопределённым кругом задач, ожидания от которого часто завышены.
Любые внешние по отношению к компании проблемы легко решаются правильно настроенным бизнес-процессом. Правильно настроенный бизнес-процесс включает в себя, в частности, корректный приём специалиста на работу с точным подсчётом расхода на его «содержание»: зарплату, налоги, цену рабочего места, оплату связи. Важно помнить, что правильно настроенный бизнес-процесс включает в себя не только корректный приём специалиста на работу, но и корректный его вывод из рабочего процесса. Всё это важно учитывать при найме. Ведь любое нарушение оптимального хода бизнес-процесса приведёт к большим убыткам компании.
Как оптимизировать бизнес-процессы?
Для начала важно помнить, что вы работаете с теми ресурсами, которые у вас есть. Задача состоит в том, чтобы оптимизировать эти ресурсы наилучшим образом. Чаще всего многое зависит от вашей способности договариваться и ни от чего больше.
При общении часто руководитель не слышит ваших доводов. Так происходит чаще всего потому, что рекрутер не умеет предоставлять руководителю объективные данные, а не его субъективную точку зрения. Только на основании данных руководитель может понять, что нужно повышать плату за труд специалиста или снижать требования.
Как понять, что процесс выстроен аккуратно и всё работает прекрасно?
1
Все этапы занимают примерно одинаковое количество времени
2
Всё, что можно делаться параллельно, делается параллельно. Не должно быть такого, чтобы кто-то кого-то ждал.
3
Затраты на процесс минимизированы до предела. То, что дешевле отдать фрилансерам, должно быть отдано им.
Как оптимизировать при помощи BPMN и что это такое?
BPMN (Business Process Model and Notation) – это система условных обозначений и их описание в XML для моделирования бизнес-процессов. Основная цель BPMN – создание стандартного набора условных обозначений, понятных всем бизнес-пользователям. Для начала важно настроить BPMN-диаграмму, чтобы увидеть весь бизнес-процесс и настроить его в соответствии с вашими нуждами.

Из каких элементов состоит BPMN? Зелёный кружок обозначает старт процесса. Красный кружок – его конец. Прямоугольник означает один из этапов процесса, а ромб (или квадрат) – его развилку.
Как BPMN может помочь рекрутеру?
Подробная схематизация процесса поиска кандидата на ту или иную вакансию, может помочь обнаружить, что в компании уже есть специалист, который может «закрыть» определённую задачу и не нужно искать нового специалиста. Это возможно только в том случае, если в BPMN есть этап «изучить кадровый резерв». Кроме того, BPMN позволяет не забывать узнавать о таких важных показателях, как, например, причина отказа кандидата от вакансии.
Как повысить эффективность любого бизнес-процесса, в том числе рекрутинга при помощи BPMN?
Обязательно нужно записывать все этапы процесса, чтобы взглянуть на них критически и убрать все излишне сложные и разветвлённые этапы (например, есть десять вариантов того, как может закончиться собеседование с кандидатом, снизьте их до трёх). Если возможно «выкинуть» из схемы какую-то часть процесса, смело делайте это.
Подсчитайте, сколько времени может занимать выполнение каждого этапа, самые длинные этапы должны быть максимально сокращены. Важно при этом, чтобы каждый этап не превышал определённую планку затрат времени. После внесения изменений обсудите их со всеми участниками процесса, чтобы объяснить им, как это улучшит бизнес-процесс. Важно работать только с теми возражениями коллег, которые мешают переходу на следующий этап. Потому что весь бизнес-процесс построен как переходы между этапами
Вы ещё можете присоединиться к нашим встречам:
EventyOn Education
Подробнее
Найм без предрассудков
07 сентября 2021 года
Спикер:
Наталья Данина
Директор департамента аналитических бизнес-решений hh.ru
Зарегистрироваться